@ARTICLE{26543118_254974861_2019, author = {И. А. Коршунов and В. М. Пешкова and Н. В. Малкова}, keywords = {, обучение взрослых, дополнительное профессиональное образование, университеты, учреждения среднего профессионального образованияуспешные образовательные стратегии}, title = {

Успешные стратегии реализации программ дополнительного профессионального образования в профессиональных образователь­ных организациях и вузах

}, journal = {Вопросы образования}, year = {2019}, number = {1}, pages = {187-214}, url = {https://archive_vo.hse.ru/2019--1/254974861.html}, publisher = {}, abstract = {Коршунов Илья Алексеевич — кандидат химических наук, ведущий научный сотрудник, руководитель группы по непрерывному образова­нию взрослых Института образова­ния Национального исследователь­ского университета «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Москва, Мясницкая ул., 20. E-mail: ikorshunov@ hse.ruПешкова Вера Михайловна — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Федерального на­учно-исследовательского социологи­ческого центра Российской академии наук. Адрес: 117218, Москва, ул. Кржи­жановского, 24/35, корп. 5. E-mail: pever @mail.ruМалкова Наталья Вячеславовна — кандидат педагогических наук, до­цент кафедры иностранных языков Московского политехнического уни­верситета. Адрес: 107023, Москва, ул. Большая Семеновская, 38. E-mail: malkova_n_v@mail.ruНа основе анализа откры­тых статистических данных исследу­ются успешные стратегии реализации программ дополнительного профес­сионального образования и обуче­ния взрослых организациями сред­него профессионального и высшего образования. Установлены отрасли, в которых применяется наибольшее количество успешных стратегий. Для организаций среднего профессио­нального образования такими отрас­лями являются медицина, нефтега­зодобыча и химическая переработка, транспорт, горнодобыча и металлур­гия, электротехника и связь, педагоги­ка, сфера услуг, архитектура и строи­тельство. В высшем образовании ак­тивнее всего реализуют программы дополнительного профессионально­го образования (ДПО) медицинские, многопрофильные, педагогические, экономико-правовые и политехниче­ские вузы. Установлена взаимосвязь между числом слушателей программ ДПО и объемом обучающихся по ос­новным профессиональным образо­вательным программам.Реализация ДПО вносит вклад в повышение финансовой устойчи­вости организаций среднего профес­сионального образования. В обра­зовательных организациях отраслей нефтегазодобыча и химическая пе­реработка, медицина, электротехни­ка и энергетика, информатика и связь, а также в экономико-юридических об­разовательных организациях успеш­ные стратегии могут обеспечивать от 25 до 40% общего бюджета. Эф­фективной оказывается узкая про­фессионализация программ, взаи­модействие со стратегическими предприятиями, а роль интернет-ин­струментов продвижения услуг отно­сительно невелика. В крупных государственных универ­ситетах, несмотря на большую чис­ленность слушателей, реализация программ ДПО не вносит существен­ного вклада в финансовую устойчи­вость: составляет не более 5% обще­го бюджета вуза. Вместе с тем в ряде небольших организаций высшего об­разования (в региональных филиа­лах и негосударственных учреждени­ях) подготовка по программам ДПО может приносить более половины дохода. При этом именно статус уни­верситета является определяющим в привлечении слушателей. Изуче­ние стратегий образовательных ор­ганизаций высшего образования по­казывает, что недостаточное внима­ние к программам ДПО, реализуемым в интересах региональной промыш­ленности, связано с отсутствием по­казателей по данному виду услуг в со­ставе ежегодного мониторинга вузов, а также устоявшихся подходов к инте­грации программ ДПО и высшего об­разования.}, annote = {Коршунов Илья Алексеевич — кандидат химических наук, ведущий научный сотрудник, руководитель группы по непрерывному образова­нию взрослых Института образова­ния Национального исследователь­ского университета «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Москва, Мясницкая ул., 20. E-mail: ikorshunov@ hse.ruПешкова Вера Михайловна — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Федерального на­учно-исследовательского социологи­ческого центра Российской академии наук. Адрес: 117218, Москва, ул. Кржи­жановского, 24/35, корп. 5. E-mail: pever @mail.ruМалкова Наталья Вячеславовна — кандидат педагогических наук, до­цент кафедры иностранных языков Московского политехнического уни­верситета. Адрес: 107023, Москва, ул. Большая Семеновская, 38. E-mail: malkova_n_v@mail.ruНа основе анализа откры­тых статистических данных исследу­ются успешные стратегии реализации программ дополнительного профес­сионального образования и обуче­ния взрослых организациями сред­него профессионального и высшего образования. Установлены отрасли, в которых применяется наибольшее количество успешных стратегий. Для организаций среднего профессио­нального образования такими отрас­лями являются медицина, нефтега­зодобыча и химическая переработка, транспорт, горнодобыча и металлур­гия, электротехника и связь, педагоги­ка, сфера услуг, архитектура и строи­тельство. В высшем образовании ак­тивнее всего реализуют программы дополнительного профессионально­го образования (ДПО) медицинские, многопрофильные, педагогические, экономико-правовые и политехниче­ские вузы. Установлена взаимосвязь между числом слушателей программ ДПО и объемом обучающихся по ос­новным профессиональным образо­вательным программам.Реализация ДПО вносит вклад в повышение финансовой устойчи­вости организаций среднего профес­сионального образования. В обра­зовательных организациях отраслей нефтегазодобыча и химическая пе­реработка, медицина, электротехни­ка и энергетика, информатика и связь, а также в экономико-юридических об­разовательных организациях успеш­ные стратегии могут обеспечивать от 25 до 40% общего бюджета. Эф­фективной оказывается узкая про­фессионализация программ, взаи­модействие со стратегическими предприятиями, а роль интернет-ин­струментов продвижения услуг отно­сительно невелика. В крупных государственных универ­ситетах, несмотря на большую чис­ленность слушателей, реализация программ ДПО не вносит существен­ного вклада в финансовую устойчи­вость: составляет не более 5% обще­го бюджета вуза. Вместе с тем в ряде небольших организаций высшего об­разования (в региональных филиа­лах и негосударственных учреждени­ях) подготовка по программам ДПО может приносить более половины дохода. При этом именно статус уни­верситета является определяющим в привлечении слушателей. Изуче­ние стратегий образовательных ор­ганизаций высшего образования по­казывает, что недостаточное внима­ние к программам ДПО, реализуемым в интересах региональной промыш­ленности, связано с отсутствием по­казателей по данному виду услуг в со­ставе ежегодного мониторинга вузов, а также устоявшихся подходов к инте­грации программ ДПО и высшего об­разования.} }